Как научить ребенка ползать. Когда ребенок начинает ползать

Содержание
  1. Во сколько месяцев дети приступают к ползанию
  2. По-пластунски
  3. На четвереньках
  4. Мальчик
  5. Девочка
  6. Как новорожденный начинает ползать поэтапно
  7. Как быстро научить ползать
  8. В 3-4 месяца
  9. В 5-6 месяцев
  10. В 7-8 месяцев
  11. В 9 месяцев
  12. Упражнения, помогающие освоить навык
  13. Массаж
  14. Советы доктора Комаровского
  15. Что нужно, чтобы дети начали ползать
  16. 1. По‑пластунски
  17. 2. Стиль «тюлень»
  18. 3. Стиль «лягушка»
  19. 1. Классический стиль
  20. 2. Стиль «краб»
  21. 3. Стиль «медведь»
  22. 4. Стиль «самокат»
  23. 1. Перекаты
  24. 2. Ёрзание
  25. Доктор Комаровский о том, как научить ребенка ползать
  26. О навыках
  27. О ползании
  28. Как научить?
  29. Подготовительный этап
  30. Медленное ползание
  31. Где ползать?
  32. Безопасность
  33. Когда нужна консультация врача?
  34. Маленькие хитрости
  35. Советы
  36. Когда ребенок начинает ползать на животе, по-пластунски и на четвереньках
  37. Возраст, в котором дети начинают ползать
  38. Этапы ползания
  39. Упражнения, помогающие освоить ползание
  40. Укрепляющий массаж
  41. Привлекаем малыша к ползанию
  42. Подведем итог
  43. Союз педиатров России: Как научить ребенка ползать? Ползание. Двигательные навыки и упражнения. Советы родителям
  44. Важность ползания
  45. Ребенок не хочет ползать? Заинтересуйте его!
  46. Как научить ребенка ползать?
  47. Когда ребенок начинает ползать
  48. Как начинает ползти ребенок
  49. Ребенок начал ползать
  50. Ползание на четвереньках
  51. Как научить ребенка ползать
  52. Видео – как научить ребенка ползать
  53. Последствия ограничения движения ребенка
  54. Использование манежа
  55. Использование ходунков
  56. 1. По‑пластунски
  57. 2. Стиль «тюлень»
  58. 3. Стиль «лягушка»
  59. 1. Классический стиль
  60. 2. Стиль «краб»
  61. 3. Стиль «медведь»
  62. 4. Стиль «самокат»
  63. 1. Перекаты
  64. 2. Ёрзание
  65. Как научить ползать ребенка: советы, упражнения, массаж и правила безопасности
  66. Когда дети начинают ползать?
  67. Важность ползанья для развития ребёнка
  68. Как научить ребёнка ползать на четвереньках?
  69. Упражнения, чтобы помочь ребенку научиться ползать
  70. Профилактический массаж
  71. Совместное ползание
  72. Требования к организации пространства
  73. Как научить малыша ходить, ползать и сидеть правильно
  74. Первая и самая частая
  75. Вторая ошибка
  76. Третья ошибка
  77. Четвертая ошибка
  78. Пора сидеть?
  79. Ребенок готов к тому, чтобы начать ползать, если он:
  80. Уже пойти?
  81. Как научить малыша сидеть, ползать и ходить
  82. Упражнения для сидения
  83. Упражнения для ползания
  84. Упражнения для ходьбы

Когда на свет появляется долгожданный ребенок, хочется все и сразу: чтобы он подольше был маленьким, но при этом скорее научился говорить.

Поскорее обсудить с ним новости из школы, но и подольше наблюдать, как он лежит в детской кроватке.

Родители очень тонко чувствуют каждый этап развития ребенка и начинают беспокоиться, если появляется, как им кажется, задержка.

В каком возрасте малыши начинают ползать, как поспособствовать этому и какие советы дают опытные педиатры?

Во сколько месяцев дети приступают к ползанию

Ползание — это процесс, который связан не только с физической и двигательной активностью. Ползая, ребенок познает окружающий мир, у него развиваются органы чувств, мышление, логика, воображение.

Когда ребенок должен самостоятельно встать на четвереньки и поползти в сторону интересного предмета, вопрос довольно сложный. Очень важно понять, что возрастной диапазон широк, хотя бы потому, что вес и рост детей в одном возрасте разнится.

В целом же, нормой называют период от 5 до 9 месяцев, когда ребенок начинает переворачиваться и видеть отдаленные предметы.

Обратите внимание! Это совершенно не означает, что как только с момента выписки из роддома прошло 5 месяцев, надо бить тревогу.

Некоторые дети «созревают» к ползанию не раньше восьмимесячного возраста, и это совершенно нормально. К тому же, существует прямая взаимосвязь между «габаритами» младенца и сроком тяги к ползанию: чем крупнее ребенок, тем позже он начинает двигаться.

Возраст, когда дети начинают ползать, зависит еще и от типа передвижения.

По-пластунски

Это самый забавный вид ползания, который вызывает у родителей лишь смех и умиление. Тем не менее, ползание по-пластунски — это первые шаги ребенка к самостоятельному передвижению.

Суть его в том, что становиться на четвереньки ребенок не пытается, а ползет прямо на животе, опираясь на локоть и сгибая одну ножку. Происходит это обычно в 5-7 месяцев. Ползание по-пластунски называют промежуточным этапом между лежанием на животе, переворачиванием и ползанием на четвереньках.

На четвереньках

Ползание на четвереньках педиатры называют самым удобным, полезным и полноценным способом передвижения. Иногда малыши минуют этот этап, переходя от лежания на животе сразу к ходьбе: это не критично, но не желательно.

На четвереньках дети пытаются ползать, в основном, с полугода.

Мальчик

Развитие мальчиков чуть медленнее, чем девочек. Их интерес к ползанию может не проявляться вплоть до 10 месяцев, и страшного в этом ничего нет.

Девочка

Всем известно, что девочки опережают мальчиков в развитии, особенно на первом году жизни. Примерно в 3-4-месячном возрасте девочки начинают переворачиваться на животик, смотреть по сторонам, изучать окружающие предметы. Самые активные девочки могут начать ползать уже в 5 месяцев.

Как новорожденный начинает ползать поэтапно

Первые месяцы жизни малыш обычно проводит в закрытом пространстве: кроватке, например.

Когда родители начинают выпускать ребенка на коврик, на диван, да и вообще из кроватки, только тогда он обнаруживает, что есть еще что-то за ее пределами.

Он начинает разглядывать окружающий мир, предметы. Когда любопытство достигает пика, у ребенка возникает желание не только посмотреть, но и пощупать.

Примерно в 3-месячном возрасте малыш пытается перевернуться со спинки на животик. Так ему легче глазеть по сторонам.

После этого ребенок пытается двигаться к интересным штукам на животике, шевеля при этом ручками и ножками. Это может продолжаться целый месяц. Таким образом ребенок может перемещаться вперед, назад, влево и вправо.

Затем малыш пытается найти опору в локтях или коленках, пытается встать на четвереньки. Иногда перед этим он ползает на одной ножке, ручке, только на ручках — как ему удобно. Это может произойти и сразу после переворота на животик, и через несколько месяцев.

Иногда, если ребенка редко выпускают из кроватки, и он не знает, что там его ждет, он вообще не проявляет активности. Такое возможно и если опорно-двигательный и мышечный аппарат развиваются медленно.

После этого ребенок пытается встать и двигаться на четвереньках в разные стороны очень поздно, в 10-12-месячном возрасте, а иногда и вовсе сразу пытается встать на ноги сразу после переворота на живот.

Как быстро научить ползать

Обучать ребенку ползанию не обязательно, но некоторые родители нетерпеливы, и приступают к обучению рано.

В 3-4 месяца

В 3 месяца ребенок еще не способен к обучению, потому что плечевой пояс совсем не окреп.

В 4-месячном возрасте некоторые любопытные малыши уже пытаются встать на ручки.

Чтобы ребенок научился ползать, можно поспособствовать этому следующим образом:

  • Делать специальный массаж: поглаживать от конечностей к центру животика.
  • Взять малыша двумя руками так, чтобы руки оказались на грудной клетке, а ребенок смотрел вниз или вперед. В таком положении ребенка приподнимают и покачивают из стороны в сторону.
  • Упражнения с фитболом. Уложить ребенка на мяч на животик и, придерживая за ножки, покачивать в разные стороны.

Теоретически, в 4 месяца ребенок еще не может ползать, но первый интерес к этому и попытки появиться могут.

В 5-6 месяцев

Залогом успеха в этом возрасте будет побуждение ребенка к ползанию и укрепление всех мышц. Для этого хорошо подходят упражнения:

  • Сгибание и разгибание ручек.
  • Поднимания ног, лежа на спине.
  • Подъем за ручки в положение сидя из положения лежа.
  • Переворачивание со спины на живот.
  • Отведение плеч назад.
  • Поочередное сгибание ножек, как езда на велосипеде.
  • Отведение обоих ножек в сторону.
  • Уложить ребенка на стол, взять за стопы и совершать поступательные движения, опуская стопы на стол полностью;
  • Выбрать привлекательную игрушку, за которой ребенок будет с удовольствием ползти.

В 6-месячном возрасте многие детки совершают первые ползания.

Важно! Хорошо, если среди ваших знакомых есть малыш, который уже умеет ползать. Вы можете пригласить его в гости, и тогда ваш ребенок, следуя примеру гостя, может научиться этому навыку.

В 7-8 месяцев

В этом возрасте многие детки уже умеют ползать, но отсутствие стремления и попыток не говорит о задержке развития. Чтобы ваш малыш пополз в этом возрасте, можно помогать ему массажем, гимнастикой, новыми яркими игрушками и «живым» примером.

В 9 месяцев

Важно! Если в 9 месяцев ребенок еще не умеет ползать, следует показать его ортопеду. Если осмотр показал, что все в норме, значит, нужно придерживаться тех же правил: проводить упражнения, делать массаж.

Упражнения, помогающие освоить навык

1. Стойка на выпрямленных руках.

Малыша нужно уложить на пол и помочь опереться на ручки.

2. Работа руками.

Разложите любимые игрушки ребенка на полу. Сформируйте из одеяльца или полотенца валик, положите его недалеко от игрушек под грудь ребенка. Руки малыша будут свободны, и он будет пытаться дотянуться до игрушек.

3. Поза на четвереньках.

Для этого упражнения может понадобиться мягкий валик или надувной мячик. Опору помещают под животик малыша, чтобы ручки и ножки свободно свисали с обеих сторон.

4. Достать погремушку.

Ребенок укладывается на животик, а над ним вешают погремушку достаточно близко к лицу. Малыш будет пробовать достать ее ручками.

5. Стойка на коленях.

Иногда дети минуют стойку на коленях и предпринимают попытки сразу встать на стопу. Чтобы помочь им встать на четвереньки, нужно крепко ухватить его одной рукой в области подмышек, а второй согнуть колени и аккуратно опускать на мягкую поверхность (например, диван).

6. Упражнение с матрасом.

Уложите небольшой матрас на пол так, чтобы ребенок локтями опирался на него, а нижняя часть тела была за его пределами. Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за край матраса и медленно двигайте его на себя. Ребенок, чтобы не упасть, начнет передвигать ноги, опираясь на колени.

Массаж

Массаж иногда играет ключевую роль в обучении ползанию, помогает стимулировать мышечный и опорно-двигательный аппарат, приводит в тонус.

Существуют некоторые правила проведения массажа:

  • Проветрите помещение перед тем, как начать сеанс. Температура в комнате должна быть не сильно низкой, но свежесть и прохлада — лучшие спутники массажа.
  • Обязательно подождите, чтобы после последнего приема пищи ребенка прошло минимум 60 минут.
  • Не приступайте к массажу, если малыш сонный или капризный.
  • Не переусердствуйте с массажными средствами: руки можно лишь слегка смочить массажным маслом или вазелином.
  • Не делайте резких и грубых движений.
  • Обязательно помойте руки перед началом массажа теплой водой, чтобы ребенку не было холодно от прикосновений.

Сама процедура массажа должна быть направлена на нормализацию кровотока. Ребенка нужно уложить на мягкую поверхность (плед или одеяло). Первые движения должны быть мягкие, аккуратные, плавные, а сам процесс в первое время должен не превышать 7-10 минут. Со временем длительность массажа можно повышать на 1-2 минуты.

  • Массирующие движения вначале делаются на спине по направлению от плеч к бокам, с каждым разом руки массажиста должны опускаться ниже. На пояснице движения меняются на поглаживания: плавные ровные движения совершаются ладонями от пояса к подмышкам.
  • Поглаживания должны чередоваться разминательными движениями. Каждую манипуляцию проводят 10-30 раз с равным интервалом между действиями.
  • Обязательно нужно пройтись по спине ребром ладоней, не нажимая и не прилагая особых усилий.
  • Затем карапуз переворачивается на спину, а массажист начинает аккуратно мять стопы и пальчики, двигаясь к паховой области.
  • Руки массируются таким же способом — от ладошек к плечам.

Советы доктора Комаровского

Известный по всей стране доктор Евгений Комаровский дает один большой совет: не обращайте внимание на соседских карапузов и не торопитесь диагностировать у своего крохи отставание в развитии.

Каждый ребенок — уникален, и если он пропускает какую-то ступень развития или запаздывает, ничего страшного в этом нет, если врач не обнаружит патологии.

В целом же, это не очень хорошо, но поощрять такое поведение не стоит.

Комаровский говорит, что порой родители сами подгоняют ребенка, чтоб он быстрее встал и пошел, и заставляют тем самым пропустить стадию ползания.

«Ползание полезно, если безопасно» — говорит врач. По мнению доктора, ползание отлично влияет на состояние спины, и эти позывы ребенка нужно всячески поощрять.

Один из действенных способов научить и приучить ребенка ползать — ползать вместе с ним, а не пытаться взять его за руку и поставить на ножки, чтобы он быстрее пошел. Особенно важен этап ползания для детей с лишним весом.

Комаровский уверяет, что в норме ребенок должен начать проявлять интерес к ползанию в 5-6 или 7-8 месяцев, а после этого возраста его следует показать врачу, если он не торопится с этим навыком. Важно стимулировать желание ползти — мотивировать яркой игрушкой, к примеру, обязательно делать массаж.

Важно! Заставлять и насильно ставить ребенка на четвереньки нельзя — это лишь вызовет страх, протест и нежелание делать то, что от него требуют.

Родителям кажется, что они лучше знают, когда ребенок должен ползать, в какой позе ему будет лучше и удобнее, но это совсем не так. Малышу известно, когда и где ползать охотнее. Советы родителям от доктора Комаровского:

  1. Обеспечьте мягкое просторное место на полу;
  2. Продемонстрируйте личный пример;
  3. Используйте игрушки для мотивации, но не кладите их на большом расстоянии;
  4. Включайте веселую ритмичную музыку;
  5. Делайте разнообразную гимнастику и массаж ежедневно, меняйте движения каждый день;
  6. Не спешите. Не нужно класть ребенка на животик, включать музыку и подталкивать его, чтоб он скорее пополз. Дайте возможность полежать, посмотреть по сторонам, привыкнуть к пространству, заметить игрушки, и тогда ребенок сам проявит инициативу.

Дети — это маленькие личности, и все их характеристики, в том числе — физиологические, индивидуальны. Не обращайте внимания на соседских малышей, которые вовсю ползают и ходят, не требуйте от ребенка того, чего хотите вы.

Если врач-ортопед после осмотра сделал заключение, что с развитием все в порядке, продолжайте стимулировать ребенка, поощрять и помогать ему, но не принуждайте и не заставляйте.

Что нужно, чтобы дети начали ползать

Чтобы перемещаться в пространстве, малышу необходимо приложить немало усилий — интеллектуальных и физических. У него должны быть достаточно сильные мускулы спины, шеи, плеч, рук и живота. Во время ползания задействовано так называемое бинокулярное зрение: способность фокусировать оба глаза на одном предмете. Не последнюю роль играет и развитое зрительно‑пространственное восприятие.

Ползая, ребёнок учится ориентироваться и тренирует память. К примеру, он начинает понимать: чтобы добраться до корзинки с игрушками, нужно передвигаться вокруг столика.

1. По‑пластунски

Ребёнок опирается на локти и подтягивает себя вперёд то одной, то другой ручкой, немного заваливаясь на бок.

2. Стиль «тюлень»

Младенец толкает себя одновременно обеими ручками, немного приподнимаясь, а потом ударяясь животом об пол.

3. Стиль «лягушка»

Лёжа на животе, ребёнок отталкивается ступнями и «гребёт» ножками, как будто плывёт по‑лягушачьи.

1. Классический стиль

Младенец перемещается, опираясь на согнутые ножки и вытянутые ручки.

2. Стиль «краб»

Малыш пятится задом, заглядывая себе между ног, или двигается боком.

3. Стиль «медведь»

Похоже на классический способ, только ребёнок опирается не на колени, а на вытянутые ножки, поднимая ягодицы вверх.

4. Стиль «самокат»

Малыш опирается на руки, одну ногу сгибает в колене, а второй отталкивается, как будто едет на самокате.

1. Перекаты

Ребёнок перемещается по комнате, перекатываясь с боку на бок.

2. Ёрзание

Малыш ёрзает на ягодицах и таким образом передвигается из одной точки в другую, иногда помогая себе руками. По мнению антропологов Crawling May Be Unnecessary for Normal Child Development , эти движения, скорее всего, заменяли ползание у наших предков ещё до освоения земледелия и ведения оседлого образа жизни.

Именно так происходит до сих пор в племени охотников и собирателей, проживающих в Папуа — Новой Гвинее. Там младенцы вплоть до года проводят 86% времени, сидя в слинге на спине у матери. Иногда их высаживают на ягодицы и почти никогда не выкладывают на живот. Понятно, что в таких условиях дети не могут научиться ползать. Но ничуть от этого не страдают.

Доктор Комаровский о том, как научить ребенка ползать

Все дети очень индивидуальны. Развиваются все по-своему. Один начинает сидеть в 5 месяцев, а в 8 — уже пытается стоять и даже делать первые шаги по периметру кроватки, пока другой в этом возрасте еще только осваивает сидячую позу. Есть дети, которые сидеть будто бы вообще не собираются — они стремятся сразу ползать, поскольку в такой позе им наиболее удобно и безопасно.

О навыках

Если ребенок опережает календарное развитие, это вызывает гордость и восторг у родителей. А если он хотя бы незначительно отстает от своих сверстников, мамы начинают бить тревогу и винить во всем себя. Многие пытаются помочь своему малышу освоить новые навыки, и это правильно. С вопросами, как научить малыша ползать и стоит ли делать это вообще, они часто обращаются к врачам.

Евгений Комаровский призывает родителей отказаться от оценочных суждений в отношении собственного ребенка. Нормы и сроки развития у каждого малыша свои, они могут существенно отличаться от среднестатистических. Особенно сильно родителей волнует физическое развитие карапузов — один ребенок ползает в 5 месяцев, другой и в 7 месяцев не сидит и не ползает.

Самое лучшее, что родители смогут сделать для своего ребенка — перестать обращать внимание на соседок и подружек, которые упорно вселяют неуверенность в правильном развитии вашего чада. Если вы создаете все условия для нормального развития и роста ребенка, а также регулярно посещаете детского врача, и у него физическое развитие вашего отпрыска не вызывает никаких вопросов и опасений, то волноваться совершенно не о чем.

О ползании

Есть дети, которые не ползают. Совсем. Из положения сидя они сразу начинают вставать и делать первые шаги. Этап ползания, по мнению Евгения Комаровского, очень полезен и необходим для здоровья спины человека. Именно поэтому ползание нужно всячески поощрять и поддерживать. Если ребенок начал ползать сам, родителям будет проще. Если он категорически отказывается перемещаться по-пластунски или на четвереньках, это повод для родителей серьезно задуматься о том, все ли они сделали правильно.

Часто мамы и папы в стремлении как можно скорее увидеть своего карапуза прямоходящим игнорируют ползание в принципе. Они ставят чадо на ножки и ведут за ручку, покупают ему разные приспособления, которые помогают ребенку находиться в вертикальном положении (ходунки, прыгунки и прочее), а могли бы просто поползать вместе с ним. Пользы от этого было бы значительно больше.

Особенно опасны попытки вертикализировать полного, пухлого ребенка, малыша с лишним весом. У таких крох ползание надо поощрять с двойным энтузиазмом. А все ходунки и прыгунки от него (и его родителей) стоит спрятать как можно дальше.

Как научить?

Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина — в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания — это необходимый комплекс мер.

Подготовительный этап

Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет — не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.

Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать — всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

Медленное ползание

Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

Мудрые родители помогут им в этом — включат ритмичную музыку или начнут в такт движению декламировать стихи и считалочки.

Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать — разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.

Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

  • Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
  • Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант — он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
  • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.

Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки — положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат). Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

Достаточно повторять эти упражнения 2-3 раза в сутки по 15-20 минут. Если родители будут аккуратно соблюдать время и систематичность занятий, то ребенок освоит ползание за 4-6 недель.

Где ползать?

Тесный манеж или ограниченное пространство детской кроватки никак не способствуют развитию навыков ползания у ребенка. Чтобы процесс пошел быстрее, лучше всего организовать малышу место для физических упражнений на полу. Не стоит делать это на холодном полу, лучше всего застелить его теплым, но не очень толстым одеялом, а сверху постелить пеленки. Не стоит практиковать ползание на диване или кровати, иначе падения не избежать.

Безопасность

Доктор Комаровский советует мамам взглянуть на мир глазами ребенка, чтобы лучше понимать, чего он хочет и чего боится. Для этого он рекомендует мамам лечь на пол, сначала на спинку, потом на живот, и хорошенько оглядеться по сторонам. Сразу станет очевидно, где и что торчит и плохо лежит, что привлекает внимание ребенка. Провода, опасные углы, манящие ящики комодов — все это при взгляде снизу станет очевидно, и маме с папой будет проще понять, как обезопасить ребенка.

Некоторые родители, считают, что для обеспечения безопасности достаточно купить малышу манеж. Евгений Комаровский подчеркивает, что манеж — отличный способ создать крохе безопасное пространство, но только на то время, когда маме надо отлучиться (на кухню, в ванную комнату, в туалет).

Если мама свободна и находится в одной комнате с ребенком, в манеже нет необходимости. Пока мама читает или работает на компьютере, ребенку будет значительно полезнее ползать по полу.

Если уж решено купить манеж, то можно выбрать многофункциональную конструкцию, которая быстро трансформируется в пеленальный столик, в кроватку, в электронную качалку с музыкой и ночником. Многие манежи имеют на ножках колесики, с их помощью можно легко перемещать манеж с ребенком по квартире. Так кроха сможет вместе с мамой готовить ужин на кухне или пылесосить в гостиной.

Когда нужна консультация врача?

Если родители исправно делают упражнения, массаж на протяжении пары месяцев, а заметных результатов нет (к тому же ребенку уже 9-10 месяцев, а он не сидит и не ползает), это повод для визита к врачам — ортопеду и неврологу. Если никаких нарушений со здоровьем выявлено не будет, родителям придется пойти на определенные педагогические «хитрости».

Маленькие хитрости

  • Все дети — жадины. Если вы пригласите в гости подругу с ребенком, который уже прекрасно ползает или даже ходит, и оставите детей поиграть в одном пространстве, гость, который более мобилен, довольно быстро завладеет всеми игрушками вашего маленького лентяя. Обычно чувство собственности берет верх, и ребенок начинает предпринимать попытки перемещаться, чтобы забрать свое имущество обратно. Может, это произойдет не в первый визит друзей (и не во второй), но произойдет обязательно.
  • Все дети любят играть. Если вы сделаете из простыни небольшие вожжи, которые одеваются под мышки ребенку для поддержки сверху, а поверхность оборудуете по методу Глена (наклонная поверхность на основной), то такой досуг будет восприниматься ребенком как игра, и ползание станет естественным финалом этой игры.
  • Удобство. Чтобы ползать с удовольствием, ребенок не должен чувствовать себя дискомфортно. Проверьте, насколько просторная на нем одежда, не мешают ли ему швы, ширинка, молнии и застежки-кнопочки. Летом лучше проводить такие упражнения в одном подгузнике. Зимой ребенка следует одевать легче, чем в состоянии покоя, ведь активные движения увеличат потоотделение.

Советы

Начать активно помогать ребенку осваивать ползание следует только в том случае, если малыш сам «ленится» или немного отстает в развитии. Крохам, которые самостоятельно выбрали манеру ползать и уже приступили к выполнению индивидуальной программы развития, лучше не мешать, даже если ребенок передвигается только с помощью одной ноги или вообще делает это задом наперед.

Педиатрическая практика показывает, что ребенок, который научился быстро ползать, позже начнет ходить. Поэтому переход от ползания к стоянию тоже должен быть своевременным, правильным и плавным.

Подробнее смотрите ниже в небольшом видео доктора Комаровского.

  • Когда начинает ползать
  • Доктор Комаровский
  • Ползать и сидеть
  • Динамическая гимнастика

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Когда ребенок начинает ползать на животе, по-пластунски и на четвереньках

Часто родителям хочется, чтобы их малыш поскорее повзрослел – перевернулся, сел, пополз, встал и наконец, пошел. Однако стоит ли считать предметом гордости тот факт, что ребенок начал самостоятельно ходить уже с полугода?

Необходимость этапа ползания

В современной педиатрии считается, что пропускать этап ползания детям крайне нежелательно, ведь прямохождение создает сильную нагрузку на позвоночник малютки. При ползании же как раз активно разрабатываются мышцы спины, которые отвечают за то, чтобы позвоночник поддерживался в вертикальном положении.

Кроме того, когда ребенок начинает ползать, одновременно с этим у него развивается и мышление, поскольку для слаженного чередования рук и ног понадобится сложная работа мозга.

Возраст, в котором дети начинают ползать

После трех месяцев, когда карапуз начинает переворачиваться, его обзор серьезно расширяется, он начинает видеть множество увлекательных предметов, которые в положении на спине были незаметны. Тогда он делает первые попытки дотянуться до игрушек, а немного позже и подползти к ним на животе. Когда малышу уже есть 6 месяцев, его родителей все сильнее интересует вопрос, во сколько ребенок начинает ползать по-настоящему.

Ползать на четвереньках детки могут начать и в 5 месяцев, но чаще всего это происходит после полугода, в 9 месяцев , когда хорошо окрепнут мышцы рук, ног и спины, и кроха будет делать попытки или уже уметь садиться сам.

Если ребенок крупный, то он может активно не ползать даже в 8 месяцев, но тогда врач может порекомендовать пройти курс массажа, чтобы укрепить мускулатуру спинки. Настоящее ползание как этап развития ребенка должно осуществляться именно на четвереньках, предваряя собой формирование навыков ходьбы.

Этапы ползания

У каждого ребенка эти этапы могут проходить по-разному: возможно, у кого-то начинается раньше всего ползание на животе, у кого-то почти сразу начинается перекрестное ползание на четвереньках, у кого-то один из этапов может вообще отсутствовать.

  1. Многие начинают с ползания на животе, причем одни дети отползают в направлении назад, другие перемещаются вбок или ползут вперед по-пластунски.
  2. Полноценное ползание может начинаться так: ребенок выставит вперед сразу обе руки, а потом резким движением, немного напоминающим неуклюжий прыжок, приставлять к ним ноги. Такое ползание можно сравнить с прыжками лягушки. Другие дети сразу начинают становиться на четвереньки, при этом раскачиваясь взад-вперед, а потом пробуют выставлять вперед руки одна за другой и пододвигать к ним ноги. Все эти попытки хорошо иллюстрируют, как дети начинают ползать.
  3. Самым сложным считается перекрестное ползание, когда одновременно с правой рукой вперед выдвигается левая нога, после чего нога и рука сменяются в четком и слаженном порядке.

Упражнения, помогающие освоить ползание

Когда кроха научится хорошо делать перевороты со спинки на живот, а потом обратно, станет ненадолго подниматься на предплечьях, можно начать выполнять некоторые упражнения, чтобы ребенок начал ползать:

  • упражнения на фитболе

упражнения для того, чтобы ребенок начал ползать

Данные упражнения хорошо развивают мышцы детской спины и даже могут облегчать колики у малыша (если после 3-х месяцев они еще не прошли до конца). Ребенка нужно положить животиком на мяч головой от мамы и придерживать в районе подмышек. В то время как мяч плавно покачивается туда-сюда, кроха учится выгибать спинку, напрягая необходимые для ползания мышцы. (Смотри о фитболе и занятиях на фитболе очень подробную статью)

  • гимнастика для ручек

Цель гимнастики – укрепление мышц ручек и спины. Ребенка, лежащего на спинке, мама берет за ручки, предварительно добившись того, чтобы малыш хорошо схватил большой палец мамы. Потом мама плавно поднимает руки малыша вверх и опускает их. Также можно проводить разведение рук ребенка в стороны, после чего скрещивать их на груди у малыша. После этого можно попробовать медленно приподнимать ребенка за ручки (до угла 45 градусов), а потом опускать его.

  • упражнения на перевороты

Если малыш не совсем уверенно освоил перевороты, то это упражнение поможет немного ускорить процесс. Мама вкладывает большой палец своей руки в ладошку ребенка и крепко держит его кисть. Затем мама начинает направлять корпус крохи на переворот. При этом правой рукой мама держит левую ножку ребенка, помогая ему повернуть таз.

  • упражнение «лягушка»

массаж для того, чтобы реенок начал ползать

Мама берет ножки ребенка, который лежит на спине, за голени и плавно начинает сгибать их в позу лягушки, а затем так же плавно разгибать. Перевернув малыша на животик, полезно дать ему возможность несколько раз оттолкнуться согнутыми ножками от сложенных маминых ладоней и продвинуться вперед.

При выполнении упражнений нужно спокойно и ласково общаться с малышом, создавая у него благоприятный эмоциональный фон и формируя положительное отношение к упражнениям.

Как научить ребенка ползать. Самое полезное!

Смотрим видео: как научить ребёнка ползать

Укрепляющий массаж

Конечно, назначенный врачом специальный лечебно-оздоровительный массаж может проводить только медработник. В то же время сделать простой общеукрепляющий массаж ребенку, чтобы он начал активнее ползать, могут и мама с папой дома. Главное – помнить, что кожа маленького ребенка очень нежна, и в домашних условиях лучше всего ограничиться таким приемом, как поглаживание. Нельзя выполнять массаж раньше, чем за полчаса до или после кормления, ограничиться одним разом в день. На руках мамы во время процедуры не должны присутствовать кольца и другие украшения. Длительность массажа может составлять около 5-10 минут, но если малышу не нравится, и начинаются слезы, то лучше это дело пока отложить.

Поглаживание рук, ног, спины

Проводить эту процедуру удобнее всего на специальном пеленальном столике. Мама поглаживает руки ребенка как внутри, так и снаружи от кисти к предплечью. Массаж ножек проводится в последовательности от стоп к бедру, обходя коленные суставы. Переворачиваем малыша на животик и начинаем поглаживание спинки вверх-вниз. После легких и приятных поглаживаний для укрепления мышц рук, ног и спины можно немного поразминать их в описанной выше последовательности.

Привлекаем малыша к ползанию

Бывает так, что малыш уже хорошо ползает по кроватке по-пластунски или как лягушка на четвереньках, но на полу не желает ползать ни в какую. Как же тогда помочь ребенку начать ползать?

  • Учим и помогаем

Убедившись в правильном развитии ребенка, с пяти месяцев можно подготавливать малыша к ползанию. Лучшим местом является чистый пол, покрытый ковриком или одеялом. Положив дитя на пол и подложив под грудку валик, надо показать ему любимую игрушку и поставить ее на небольшом расстоянии от него, чтобы он захотел дотянуться до нее. Пятки малыша должны опираться к стене или об руки мамы, помогая ему отталкиваться вперед.

Можно положить перед крохой любимые игрушки или новые предметы, достаточно близко, чтобы малыш хотел их взять, но достаточно далеко, чтобы ему пришлось до них доползти, а не дотянуться. Обязательно похвалите ребенка, если у него получилось немного проползти. Пусть малыш пока не слишком разбирает ваши слова, но зато он очень точно чувствует интонацию одобрения.

  • Наглядный пример

Ползание взрослых или других ползающих малышей рядом послужит прекрасным образцом для подражания ребенку. Это действие поспособствует выявлению всех опасных мест и предметов в пространстве, предотвратит непредвиденные прецеденты. Поощрение родителей и дружелюбная атмосфера подтолкнут малыша к более активным стараниям ползать. После некоторых успехов задачи нужно усложнять, создавая на пути малыша препятствия.

Маленькие дети, хоть немного научившиеся ползать, обожают преодолевать различные преграды: невысокие барьеры, проходы под стульями и т. д. Используйте это, чтобы сделать ползание более активным. Можно купить в магазине специальную дорожку с небольшими препятствиями, а можно сделать ее самостоятельно или использовать в качестве таких «преград» простые средства, которые всегда под рукой, например, валики из полотенец.

Подведем итог

  • На животе по-пластунски:

На животе ребенок начинает ползать после полугода в зависимости от развития и готовности организма. Если малыш не проявляет попыток ползать после 8 месяцев, стоит обратиться к специалисту. Усилия терпеливых и умных родителей помогут предотвратить многие заболевания и слабое развитие малыша. Для активизации мышц врачи рекомендуют практиковать профессиональный массаж и упражнения для освоения навыка ползания.

Некоторые дети, научившись переворачиваться на живот, начинают попытки передвижения с помощью рук и ног, вертятся по кругу или пятятся назад. Статистика показывает, что дети обычно начинают ползать по-пластунски с 8 месяцев. Поднимая туловище, малыш упирается на руки и перемещается, подтягивая тело.

Дети ползают по-пластунски

  • На четвереньках:

С 9 месяцев малыш умеет стоять на четвереньках и раскачиваться, подготавливая себя к дальнейшему передвижению ползком. Своевременное ползание на четвереньках послужит разработке мышц спины малыша, подготавливая его к навыкам ходьбы. Полноценно ползать ребенок может с 10 месяцев, когда руки и ноги двигаются синхронно и уверенно. Перекрестное ползание является вершиной мастерства малышей.

Девочки опережают мальчиков в развитии, поэтому они и ползать начинают раньше.

Союз педиатров России: Как научить ребенка ползать? Ползание. Двигательные навыки и упражнения. Советы родителям

Важность ползания

Умение ползать благотворно сказывается на развитии ребенка, укрепляет моторику, влияет на формирование речи и работу мозга. Тренируется настойчивость, целеустремленность и выносливость. Поэтому родителям стоит проявить участие в стремлении научить ребенка ползать, не пропуская этот этап развития.

По теме развития:

Ребенок не хочет ползать? Заинтересуйте его!

Малыш мало ползает, а ведь для полноценного развития ребенка это действительно важно. Понаблюдайте за ним, и Вы увидите, что есть вещи, к которым он не равнодушен. Стимулируйте своего кроху с помощью интересных ему предметов, но Вы ему их не давайте. Выкладывайте их недалеко от ребенка, и как только тот подползет и обрадуется своей добыче, отнимайте вещи и кладите их еще дальше. Мы это делаем с помощью пульта от телевизора, дочка не устает ползать за ним и, соответственно, это дополнительное развитие малыша. Ребенок больше устает и лучше спит. Желаем Вам успехов в этом нелегком деле – уходе и развитии Вашего чада!

P.S. Когда ребенок начнет самостоятельно ползать комнатные напольные растения следует убрать наверх, мусорное ведро и предметы бытовой химии спрятать, низко расположенные розетки закрыть специальными крышками – см как обезопасить дом для маленького ребенка.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Как научить ребенка ползать?

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6–9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, – он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

  • Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;
  • Ребенок ползает назад: некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.
  • Ребенок ползает рывками: некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

  • на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;
  • на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция – это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках – это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Как научить ребенка ползать

  1. Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.
  2. Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве.
  3. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга .
  4. Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1–2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики.
  5. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте здесь.

Видео – как научить ребенка ползать

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа – это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя: дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

1. По‑пластунски

Ребёнок опирается на локти и подтягивает себя вперёд то одной, то другой ручкой, немного заваливаясь на бок.

2. Стиль «тюлень»

Младенец толкает себя одновременно обеими ручками, немного приподнимаясь, а потом ударяясь животом об пол.

3. Стиль «лягушка»

Лёжа на животе, ребёнок отталкивается ступнями и «гребёт» ножками, как будто плывёт по‑лягушачьи.

1. Классический стиль

Младенец перемещается, опираясь на согнутые ножки и вытянутые ручки.

2. Стиль «краб»

Малыш пятится задом, заглядывая себе между ног, или двигается боком.

3. Стиль «медведь»

Похоже на классический способ, только ребёнок опирается не на колени, а на вытянутые ножки, поднимая ягодицы вверх.

4. Стиль «самокат»

Малыш опирается на руки, одну ногу сгибает в колене, а второй отталкивается, как будто едет на самокате.

1. Перекаты

Ребёнок перемещается по комнате, перекатываясь с боку на бок.

2. Ёрзание

Малыш ёрзает на ягодицах и таким образом передвигается из одной точки в другую, иногда помогая себе руками. По мнению антропологов Crawling May Be Unnecessary for Normal Child Development , эти движения, скорее всего, заменяли ползание у наших предков ещё до освоения земледелия и ведения оседлого образа жизни.

Именно так происходит до сих пор в племени охотников и собирателей, проживающих в Папуа — Новой Гвинее. Там младенцы вплоть до года проводят 86% времени, сидя в слинге на спине у матери. Иногда их высаживают на ягодицы и почти никогда не выкладывают на живот. Понятно, что в таких условиях дети не могут научиться ползать. Но ничуть от этого не страдают.

Как научить ползать ребенка: советы, упражнения, массаж и правила безопасности

Умение ползать чрезвычайно важно для развития детей. Но не у всех малышей получается поползти своевременно. В последующем это может вызвать проблемы. Поговорим о том, как помочь малышу научиться ползать.

Когда дети начинают ползать?

Способность к такому способу передвижения, как ползание на четвереньках, у младенца появляется в возрасте от 5 до 7 месяцев. Такой большой разрыв обусловлен индивидуальными особенностями организма малыша – ведь именно они в первую очередь влияют на его развитие. Более подвижные, смышленые дети начинают ползать раньше. Другие – чуть позже.

Также следует иметь в виду, что груднички, которые имеют большой вес в силу крупной комплекции, могут начать ползать несколько позже – в интервале между 7-м и 8-м месяцами жизни.

Что касается пола, то он никак не влияет на этот навык. И девочки, и мальчики приобретают его примерно в одно и то же время.

Важность ползанья для развития ребёнка

Ползанье чрезвычайно важно для развития малыша. Когда ребенок начинает ползать, запускается множество процессов в его мозгу. Прежде всего они связаны с поддержанием равновесия, координацией движений и передачей нервных импульсов к рукам и ногам. Без этого невозможно полноценное развитие центральной нервной системы.

В результате первых попыток поползти задействуются оба полушария мозга. Это влияет на развитие:

  • речевых навыков;
  • умения читать и писать;
  • умения считать;
  • способности к обучению;
  • умения логически мыслить.

Конечно, все перечисленные способности будут формироваться гораздо позже. Но основа для них закладывается именно в это время.

Кроме того, умение встать на четвереньки и поползти способствует:

  • обучению использования нижнего поля зрения и зрительного восприятия в целом – ребенку приходится визуально исследовать окружающие его предметы, оценивать расположенную под ним поверхность, огибать препятствия;
  • совершенствованию тактильного восприятия – ведь малых чувствует ручками поверхность, по которой передвигается;
  • освоение ориентирования в пространстве, без которого немыслима повседневная жизнь любого человека;
  • тренировка мышц рук, ног и туловища за счет поступления на них умеренной нагрузки.

Именно поэтому умение ползать гораздо важнее умения стоять и ходить.

Как научить ребёнка ползать на четвереньках?

Обычно малыш учится ползать сам. Никаких дополнительных действий родителям в этом случае предпринимать не требуется – способность появляется сама по себе. Однако в некоторых случаях по достижении возраста 5 – 7 месяцев кроха так и не начинает передвигаться таким способом. Это – повод для беспокойства. Ведь если малыш не ползет, то и соответствующие отделы мозга не задействуются. Это может повлечь дальнейшее отставание в развитии.

Что же делать в таком случае? Как заставить младенца поползти? Его нужно учить. Обычно обучение включает в себя 3 элемента:

  • упражнения;
  • профилактический массаж;
  • личный пример.

Разберем каждый из них более детально.

Упражнения, чтобы помочь ребенку научиться ползать

Существует несколько упражнений, чтобы научить ребенка ползать. К числу самых простых в выполнении можно отнести следующие:

  • стойка на прямых руках с обязательной поддержкой одного из родителей;
  • ходьба на руках, которая также осуществляется при поддержке взрослого;
  • сгибание и разгибание ног в коленях, рук в области локтей и плечевых суставов;
  • постепенное вставание на колени из позиции на четвереньках.

Существуют и более сложные техники.

Упражнение с матрасом

Понадобится детский матрас. Для выполнения потребуется выполнить следующие действия;

  • сформировать из матраса плотный цилиндрический валик, разместить его на полу или кровати);
  • положить младенца на живот таким образом, чтобы валик располагался под его грудью (ноги при этом остаются на полу или кровати, корпус оказывается приподнятым);
  • взять валик за его концы и начать аккуратно подтягивать к себе.

В результате ноги ребенка будут волочиться по полу или кровати. Малыш будет рефлекторно передвигать ими, совершая движения, которые делаются во время ползания. Постепенно навык такого способа передвижения у него закрепится, и он будет ползать самостоятельно.

Стойка на четвереньках

Непременным условиям обучения ползанью является умение стоять на четвереньках. Поэтому если у малыша с этим проблемы, требуется ему помочь. Для начала нужно выпрямить его ручки, согнуть ножки в коленях и, поддерживая за грудь, поставить на четвереньки. Затем ребенку дают постоять в таком положении 2 – 3 минуты. Больше не нужно, он может устать. Упражнение повторяют 3 – 4 раза в день. Это поможет малышу уверенно стоять на четвереньках, что является залогом будущего успешного передвижения ползком.

Тренировка на четвереньках

По сути, это упражнение является продолжением предыдущего. Его можно выполнять, когда малыш уже начал более или менее уверенно стоять на четвереньках. Однако для этого потребуется помощь второго родителя.

Здесь все просто:

  • один из родителей, поддерживая младенца за грудь, аккуратно передвигает его руки;
  • второй родитель передвигает ноги ребенка.

Таким образом взрослые выполняют все необходимые для передвижения ползком движения самостоятельно. В результате малыш их запоминает и через некоторое время начинает ползти самостоятельно.

Во время выполнения этого упражнения важно совершать движения синхронно – точно так же, как это делал бы сам ребенок. В противном случае обучение не принесет желаемого результата.

Упражнение с игрушкой

Если у малыша есть любимая игрушка, это существенно облегчает занятия. Она способна помочь ему научиться передвигаться ползком. Для упражнения с игрушкой потребуется выполнить следующие действия:

  • поставить ребенка на четвереньки;
  • на некотором удалении от него разместить игрушку;
  • под пятки малыша подложить свою ладонь;
  • когда кроха начнет предпринимать попытки ползти по направлению к игрушке, слегка подтолкнуть его подставленной под пятки ладонью.

Нужно помнить, что для выполнения подобного упражнения малыш должен уметь достаточно хорошо стоять на четвереньках.

Есть и другой вариант упражнения с игрушкой. Он не учит ползать, но формирует навыки, которые впоследствии будут обязательно нужны для обучения. Для выполнения необходимо выполнить следующие действия:

  • положить малыша на живот;
  • держать его любимую игрушку чуть выше головки.

В результате ребенок потянется за игрушкой, выпрямив руки и оперевшись на грудь. Это потребует задействования почти всех мышц туловища, которые впоследствии будут необходимы для полноценного передвижения ползком.

«Тачка»

Еще одно несложное, но очень эффективное упражнение. Один из родителей чуть приподнимает ноги малыша над полом, второй поддерживает его в области груди. В результате ребенок передвигается исключительно на руках. Это помогает укреплению мышц плеч и предплечий, а также тренирует вестибулярный аппарат.

Если хотя бы 2 раза в неделю проделывать подобные занятия, обучение ползанию займет гораздо меньше времени и окажется более результативным.

Все упражнения необходимо выполнять не раньше, чем через полтора часа после приема пищи малышом. Если пренебречь этим правилом, у него может возникнуть тошнота или рвота.

Профилактический массаж

Массаж – это процедура, которая не только помогает тонизировать мышцы грудничка, но и способствует развитию его периферической нервной системы. Это тоже очень важно для обучения ползанию.

Вот общие правила, по которым следует делать массаж маленькому ребенку, который никак не может самостоятельно поползти.

  • Перед началом процедуры погладьте все тело младенца сухой ладошкой. Это расслабит его, а также подготовит к будущему массажному сеансу.
  • Разотрите туловище, ручки и ножки малыша. Для этого можно использовать специальное детское масло. Подобные растирания способствуют улучшению мышечного тонуса, что чрезвычайно важно при обучении передвижению ползком. Кроме того, это активизирует работу периферической нервной системы. Здесь важно не переусердствовать: и мышцы, и кожа малыша очень нежные, поэтому растирать его нужно максимально аккуратно.

  • Разомните ручки и ножки малыша. Разминания направлены в первую очередь на укрепление мышц. Во время их проведения также нужно быть предельно осторожным, чтобы не причинить ребенку боль или дискомфорт.
  • Легкое разминание ладошек и коленей. Иногда дети не хотят передвигаться ползком из-за того, что испытывают непривычные или неприятные ощущения в участках тела, которые соприкасаются с поверхностью, по которой они ползут (то есть в кистях рук и коленях). Чтобы предотвратить подобное развитие ситуации, ладошки и коленки ребенка также следует массировать.

Температура в комнате, где проводят массажный сеанс, не должна быть ниже 19 и выше 22 – 23 градусов Цельсия. В ней ни в коем случае не должно быть сквозняков. Массаж нужно делать как минимум через полтора часа после того, как ребенок поел – в противном случае он может срыгнуть. Сам сеанс не должен продолжаться более 10 – 15 минут. Большая длительность может доставить ребенку неприятные ощущения.

Совместное ползание

Еще один способ быстрее заставить малыша поползти – начать ползать вместе с ним. Общеизвестно, что дети обучаются выполнению просты действий, необходимых в повседневной жизни, наблюдая за взрослыми (в первую очередь – за своими родителями). Это работает и в данном случае.

Здесь все довольно просто: один из родителей становится на четвереньки и ползет на глазах у малыша. Тот, наблюдая за взрослым, рано или поздно начнет повторять его действия и поползет сам.

Нужно помнить, что для того, чтобы учить малыша таким образом, нужно, чтобы он уже умел твердо и уверенно стоять в позиции на четвереньках. Такая устойчивость достигается выполнением приведенных выше упражнений, укрепляющим массажем.

Требования к организации пространства

При обучении ползанию важно правильно организовать пространство. Это обусловлено в первую очередь тем, что ребенок может упасть, удариться и получить травму. Вот несколько правил, которых необходимо при этом придерживаться.

  • Уберите все препятствия. У малыша должен быть участок для свободного перемещения, площадь которого составляет хотя бы метр на метр.
  • Обезопасьте кроху от падений. Это можно сделать, постелив на пол мягкое одеяло или начав ползание на кровати, диване.
  • Никогда не оставляйте ползающего ребенка в одиночестве. Он с легкостью может покинуть зону, выделенную для занятий, и удариться о какой-либо предмет за ее пределами.

Соблюдение этих простых правил поможет обезопасить малыша от травм.

Как научить малыша ходить, ползать и сидеть правильно

Первый год жизни ребенка — ответственный период: кроха при поддержке родителей осваивает много новых навыков и умений

Первый год жизни ребенка — ответственный период: кроха при поддержке родителей осваивает много новых навыков и умений. Например, он учится сидеть, ползать и ходить. И от того, правильно ли ребенок это делает, зависит его здоровье в будущем.

Поэтому вооружитесь терпением и знаниями, чтобы:

* избежать типичных ошибок, которые часто допускают родители в стремлении помочь ребенку;

* понять, когда малыш готов начать сидеть, ползать, ходить;

* подготовить ребенка к получению новых навыков и умений, стимулировать его интерес к ним путем выполнения необходимых упражнений и поощрением.

Первая и самая частая

Многие родители интересуются, когда малыш должен начать сидеть, ползать и ходить. На самом деле, слово «должен» не совсем применимо по отношению к малышу до года.

Это вы обязаны усвоить: кроха начнет постигать новые навыки и умения, когда будет к ним готов. Понять и не упустить эти моменты — ваша обязанность!

Ведь каждый ребенок индивидуален: он может родиться как доношенным, так и недоношенным, иметь заболевания или врожденные патологии и пр. По этим причинам его физическое развитие иногда несколько запаздывает, а костно-мышечная система не готова к повышенным нагрузкам.

Следовательно, начинать сажать ребенка, учить его ползать и ходить раньше времени — затея бесперспективная и вредная . Поскольку она может привести к печальным последствиям: неправильному развитию скелета в виде искривлений позвоночника, грудной клетки и пр.

Конечно, слишком медлить тоже нельзя. Будет лучше, если ориентиром для вас станет календарь развития здорового ребенка. Однако, при возникновении явных отклонений от него, обращайтесь к педиатру.

Вторая ошибка

Многие родители полагают, что для усвоения навыков сидения необходимо помогать малышу: подкладывать опору под спинку. Например, подушку. Но этот распространенный подход ошибочный, поскольку спинке не нужна опора, а ребенок сядет, когда будет готов к этому.

Третья ошибка

Некоторые мамы и папы считают, что если малыш пропустит период ползания, ничего страшного не произойдет.

На самом деле «перепрыгивание» этого этапа ни к чему хорошему не приведет. Ведь мышцы рук, позвоночника и плечевого пояса не готовы к физическим нагрузкам, которые возрастают в разы при вертикальном положении тела. Кроме того, у ребенка на этом этапе нет уверенной координации в движениях.

Четвертая ошибка

Существует стереотип: родители полагают, что перед тем, как встать на ноги, ребенок должен натренировать руки для подтягивания и опоры.

На самом деле, ему намного больше нужны подготовленные бедра, сильные мышцы плечевого пояса и спины, поскольку он должен вставать, опираясь на мышцы ног, а не подтягиваясь на руках.

Самый верный знак, того, что ходить пока рано — если малыш, стоя на ногах с опорой, наступает на цыпочки.

Поэтому если ваше чадо начинает вставать на ножки, но вы видите, что он пока еще не готов к ходьбе, не торопите природу: не держите его за руки и не пытайтесь помогать пойти, совершая первые прогулки по комнате.

Это будет ошибкой, поскольку такими действиями вы навредите крохе : нарушите нормальное развитие костно-мышечной системы и создадите условия для возникновения травм, за счет того, что тельце будет заваливаться назад или вперед при ходьбе.

Запомните! Вы всегда должны ориентироваться на то, что малыш способен делать самостоятельно!

Чтобы это понять, вы должны усвоить несколько моментов:

Пора сидеть?

Если ваше чадо начинает уверенно и активно переворачиваться со спинки на животик и обратно, он способен ощущать равновесие и скоро настанет время для самостоятельного сидения. Обычно это происходит в 6-7 месяцев.

Ребенок готов к тому, чтобы начать ползать, если он:

* сидя на боку, опирается на одну ручку, а второй тянется за игрушкой, но при этом удерживает себя и не заваливается назад;

* стоя на четвереньках:

– наклоняется вперед, тянет одну ручку, стучит ею по полу или пытается схватить находящуюся впереди интересную игрушку;

– качается назад и вперед, держа спинку параллельно полу и не прогибая ее;

– пятится назад: это происходит, потому что поначалу ему трудно поднять ручку и переставить ее вперед, а двигаться и осваивать новые территории очень хочется;

* лежа на животе , сгибает ножку под животик самостоятельно, либо вы сами сгибаете ее (она должна остаться согнутой), и при этом малыш пытается ползти.

Эти моменты означают, что кроха развивается правильно и не спеша, может переносить свой вес, у него окрепли боковые мышцы, мышцы плечевого пояса и он скоро начнет ползать. Как правило, это происходит в 7-8 месяцев.

Уже пойти?

Когда малыш стабильно сидит и ползает, так что вам трудно за ним угнаться по комнате, он готов к следующему этапу — ходьбе. Дети уверенно начинают ходить на 11-15 месяце жизни.

Однако мало знать, когда ребенок готов к усвоению новых навыков и умений. Ваша задача — помочь малышу приобрести их правильно , так, чтобы не навредить здоровью.

Как научить малыша сидеть, ползать и ходить

На самом деле, все довольно просто. Достаточно того, чтобы вы:

* следовали инстинктам ребенка, которые заложены природой;

* прививали ему новые навыки и умения в соответствии с физической подготовленностью к очередному этапу развития путем выполнения комплекса упражнений.

Это не сложно, главное — не опережайте события.

Упражнения для сидения

Их цель — укрепление мышц плечевого пояса и спины.

1. Научите ребенка делать упор на локтях.

Положите его на пол, прижмите к полу одну ручку полным локотком, а второй помогите ему действовать: дотянутся до игрушки. Во время выполнения упражнения следите за тем, чтобы ножки малыша не напрягались, а одна из них (противоположная действующей руке) была согнута — это даст устойчивость. Потом поменяйте ручки.

2. Научите малыша опираться на свободные ладошки.

Сядьте на пол, вытяните ноги и положите кроху на свои бедра животиком. После этого его ладони обоприте об пол, предварительно положив перед ним яркий предмет, чтобы малыш тянулся к нему.

Во время упражнения придерживайте карапуза за крестец и поясницу таким образом, чтобы он не валился вперед.

3. Укрепляйте мышцы на разных вспомогательных средствах:

* Упражнение на небольшом овальном мяче.

Положите ребенка на мяч животиком, а перед ним яркую игрушку. Затем обоприте кроху ручками об пол. В этой позе совершайте покачивающие движения вперед, при этом ребенок будет тянуться к игрушке. Во время упражнения придерживайте рукой крестец и поясницу крохи.

* Упражнение на большом круглом мяче.

Положите ребенка на мяч животиком, придержите его одной рукой за крестец и поясницу, а другой согните одну ножку. Затем начните раскачивать мяч из стороны в сторону, периодически сгибая то одну ножку, то другую. Хорошо, если малыш станет попеременно отрывать одну руку от мяча и тянуться к интересующему его предмету.

* Постройте полосу препятствий.

Возьмите обычную диванную подушку и расположите ее на полу, затем положите на нее малыша животиком, а перед ним — интересную игрушку. Потом обоприте ладошки крохи об пол и попеременно сгибайте то одну ножку, то другую, помогая ему ползти вперед, к цели.

Во время упражнения, если понадобится, придерживайте кроху рукой за поясницу и крестец.

4. Учите малыша раскачиваться на четвереньках.

Расположите ребенка на четвереньках и раскачивайте его назад и вперед, придерживая за ягодицы и бедра таким образом, чтобы ножки были немного согнуты под тельце.

Выполняя все упражнения каждый день, наверняка, вы задаете себе вопрос: когда же ваше чадо сядет? Все просто: если он, сидя на боку и опираясь на одну руку, вторую отрывает от пола, вполне уместна «барабанная дробь», поскольку навык сидения ребенок уже приобрел.

Теперь можно смело переходить к следующему этапу — обучению ползанию.

Упражнения для ползания

Цель — укрепление мышц плечевого пояса и глубоких мышц спины, а также боковых мышц.

Все упражнения, способствующие усвоению навыка сидения, подготавливают кроху также и к ползанию. Однако этого недостаточно, поэтому этот комплекс необходимо дополнить.

1. Похлопывайте по животику.

У малыша, готовящегося ползать, как правило, еще не окрепли мышцы. Поэтому, стоя на четвереньках, спинка у него прогибается. Чтобы исправить это, слегка похлопайте по животику — тогда кроха напряжется и постарается держать спинку прямо.

2. Преодолевайте препятствия.

На пол положите мешок, наполненный пластмассовыми шариками, или подушки, и помогите карапузу преодолеть это препятствие на четвереньках.

3. Играйте в «туннель».

На стол постелите длинную скатерть или одеяло — так, чтобы края свешивались до пола. Таким образом, у вас получится самодельный туннель, в конце которого находится любимая игрушка или мама, зовущая кроху к себе.

3. Ползайте вместе с малышом.

В возрасте 7-8 месяцев ребенок становится маленьким повторяшкой, поэтому будет великолепно, если вы на несколько дней «переселитесь» вместе с ним на пол.

Малыш, желающий познать мир, быстрее усвоит новый навык, повторяя различные упражнения, такие как ползание за двигающейся игрушкой, прохождение по туннелю и другие.

4. Укрепляйте глубокую мускулатуру.

Карапуз с удовольствием учится новым навыкам, если у него имеется цель, к которой он стремится — любимая игрушка. Однако неправильно располагать ее прямо по курсу, поскольку вперед двигаться ему сложно. Поэтому гораздо лучше, если игрушка находится сбоку от него. Тогда ваше чадо, опираясь на ручку, дотягивается до своей цели легко.

Итак, пройден еще один этап: ребенок научился ползать. Теперь необходимо закрепить достигнутые результаты и подготовиться к уверенной ходьбе. Ведь предстоит встать на крошечные ножки и удержаться на них.

Упражнения для ходьбы

Их цель — укрепить мышцы бедер и стимулировать интерес к новым открытиям.

1. Учите ребенка самостоятельно вставать, ползать и опускаться на четвереньки.

Вначале малыш поднимается и, удерживаясь за опору, раскачивается, но в таком положении быстро устает. Как правило, это длится несколько дней.

В этот период задача родителей — ставить ребенка, взяв его за подмышки и попку, на четвереньки или сажать посреди комнаты, поскольку он самостоятельно этого делать пока не может.

Цель — стимулировать ребенка поползти обратно к интересующему объекту и встать.

Через неделю после таких активных тренировок у карапуза окрепнут ноги, и он научится опускаться на четвереньки.

2. Делайте приятные перерывы.

Первые уроки даются с трудом, поэтому малыш иногда устает. Вы это поймете, если увидите, что у опоры он стоит на цыпочках. Тогда снимите его с «трассы» и дайте немного отдохнуть: повторите упражнения для ползания, разрешите посидеть и поиграть на полу.

Кроме того, помогите карапузу расслабиться: положите его животиком на большой мяч и делайте круги. Во время этого простого упражнения массируйте ему попку, похлопывая по ней.

3. Учите ходить правильно вдоль опоры.

Спустя месяц активных тренировок малыш должен уже уверенно шагать вдоль опоры приставным шагом (в бок). Но не всегда он делает это правильно, поэтому помогайте ему обучаться: двигайте ножки ребенка своими руками.

4. Учите ходить за игрушками, которые можно передвигать.

Для этого подойдут машинки или велосипед с высокими поручнями. Малыш, держась за них, будет более уверенно перемещаться по комнате.

И вот цель достигнута — ребенок пошел! Ура!

Напоследок приведем два противоречивых факта об усвоении ребенком навыка ходьбы:

Когда карапуз только начинает вставать на ноги, определенно обувь ему нужна, потому что он часто хочет поставить ножку неправильно , поскольку ему так удобнее. В этом случае обувь будет фиксировать лодыжку.

Большинство педиатров пришло к мнению, что ходунки — не такой уж хороший помощник в физическом развитии ребенка. Поскольку в них малыш вынужден стоять, не может опуститься на четвереньки, отдохнуть и поползать. Более того, такие тренировки не совсем полезны для позвоночника.

Пожалуй, всю необходимую информацию о том, как правильно научить ребенка сидеть, ползать и ходить вы уже получили. Как видите — это совсем не сложно.

Главное — не торопитесь и не стимулируйте ребенка раньше времени!

Лучше терпеливо дождитесь, когда маленький первооткрыватель мира будет готов к очередному этапу развития, помогайте ему осваивать новые территории и выполнять упражнения, постоянно поощряйте похвалой.

И у вас все получится!

Автор : Корецкая Валентина Петровна, педиатр,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Gid-Mama.ru