О мотивации. Как сделать, чтобы ребенок хотел и делал уроки?

про мотивациюКак сделать, чтобы ребенок делал уроки? Сегодня по многочисленным просьбам родителей поговорим о мотивации.

Именно от неё зависит, как будет учиться ребенок в школе и придется ли вам его подпинывать постоянно или он сам будет делать домашние задания.

Наверное, вы замечали, что в начальной школе дети учатся хорошо, а в средней школе успеваемость падает.

Этому есть объяснение. Когда ребенок идет в первый класс, помните, как  к этому относятся родители? Они бегают вокруг своих чад, всем рассказывают, что «мы идем в школу». Потом каждый шаг обсуждается всеми близкими и далекими людьми: «У нас такая техника чтения…», «А мы звездочку получили», «А мы читаем уже!» и все в таком роде. В общем, все разговоры только об учебе, о школе, о ребенке. Он видит, что он главный герой и видит, что мама радуется его успехам. Вот и учится ребенок только для того,  чтобы порадовать маму.

Так формируется внешняя мотивация. Это когда дети делают что — то для других и для похвалы. В средней школе мама отходит на второй план и главными в жизни ребенка становятся сверстники. Поэтому для мамы стараться не надо. А друзей учебой не удивишь.

Все было бы неплохо, но тяжело потом, во взрослой жизни. Потому что модель поведения остается той же — похвалили — жить можно, а не похвалили — обидно. Может быть,  помните такие ситуации: делал, делал на работе что то, а тебя не похвалили. Ну, бывает так… Вот потом и думаешь, какие неблагодарные, хоть бы спасибо сказали… И это очень нам не нравится, и снижает желание что — то делать дальше. Получается, наша жизнь тогда полностью в чужих руках: похвалили — хорошее настроение, не похвалили — плохое. Сможет ли человек строить бизнес или быть счастливым, если его настроение зависит от других?

В нашем детском лагере «Мир моей мечты», где дети учатся готовить сами, в моей команде был мальчик. Во время приготовления обеда он спросил: «А ты меня похвалишь?»

Я ответила: « А если я не похвалю, ты не будешь готовить?» На что он сказал: «Нет». Потом выяснилось, что мама его всегда хвалит и без похвалы мальчик не делает НИЧЕГО. Хорошо в детстве — есть мама и она похвалит, а кто похвалит тебя на работе или в твоем собственном деле?

Хотите, чтобы дети стали успешными, счастливыми — необходимо вырабатывать внутреннюю мотивацию. Чтобы дети учились поддерживать  и вдохновлять себя сами. Это не значит, что хвалить совсем не надо. Просто в жизни внешней мотивацией (похвалой) мы владеем, а вот с внутренней мотивацией получается провал. Надо побольше внимания уделить именно этому.

О том, как повышать внутреннюю мотивацию, в нашем центре есть специальный курс для родителей «Секреты детского поведения». Если хотите повысить мотивацию у сотрудников — курс для руководителей. Там много практических упражнений и вы сразу поймете, как можно повышать мотивацию, а какими методами не стоит))).

Что можно сделать, пока курс вы не прошли.

Первое, это смотреть и прислушиваться к тому, как вы хвалите ребенка и хвалить не результат какого — то дела, а его процесс. Например, говорить: « Я вижу тебе нравится читать» вместо «Молодец». Тут мозг ребенка направляется туда, о чем вы сказали: а правда, нравится. А если нравится, значит будет делать не для других, на «отвяжись», а с душой! Главное, чтобы вы действительно говорили правду.

Когда моему сыну было 13 лет, психолог сказала мне, что надо хвалить ребенка. А как не сказала. Я как умела это сделала. Когда он пришел из магазина, который находился в соседнем подъезде,  с хлебом, я от всей души его похвалила: «Какой ты молодец!» Видимо,  очень восторженно))). Он сказал что — то типа: « Мама, ты что, я просто сходил в магазин!»

Только став тренером, я узнала, что хвалить надо процесс, а не результат. И адекватно сделанному. Иначе, у людей создается впечатление, что похвалили не искренне.

Когда же мы отмечаем или благодарим за процесс: «Спасибо, что помог мне и сходил за хлебом», благодарность принимается и ребенок видит свой реальный вклад. Начинает и сам ценить, что сделал и к делу относиться ответственно.

Подытожим знания. Внутренняя мотивация нужна нам для того, чтобы не зависеть от чужой похвалы и чужого мнения, следовательно, быть счастливее. Чтобы выработать и развить внутреннюю мотивацию, хвалим и говорим «Молодец» пореже.  Почаще обращаем внимание на процесс, а не результат. Хвалим адекватно размеру сделанного дела. Отмечаем поступок, а не личность. Например, «Здорово, что ты придумал!» или «Отличная идея!».

Такие несложные правила, но когда вы начнете жить с ними, вы дадите своему ребенку возможность стать намного успешнее в жизни!

 Материал подготовлен семейным психологом Натальей Мануйловой

Возможна запись на очную или онлайн консультацию по скайпу, подробнее: Консультация с психологом 

 

Поделитесь с друзьями в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

11 комментариев к “О мотивации. Как сделать, чтобы ребенок хотел и делал уроки?”

  1. Я тоже согласна, что хвалить нужно процесс. Очень часто говорю сыну фразы такого типа: «Спасибо, что помог», «Спасибо, что сделал» и т. д.

  2. Моя дочка делает уроки долго. Всё время отвлекается или просто очень долго решает, пишет… Хотя учится отлично. Но время, время! Дети не понимают его ценность! Иной раз сидит до 8-9 вечера над уроками. А на что-то ещё интересное времени уже не хватает…

    Вот как бы её мотивировать научиться быстро делать уроки?

  3. Очень полезная и нужная статья. Тоже стараюсь контролировать свою речь, когда хвалю ребенка, но не всегда удается.

  4. Слушала один вебинар, так там говорили, что отношения между родителями формируются до 3 лет. Если есть взаимопонимание, то и дальше с ребенком можно будет договариваться, в том числе и уроки делать. Правда читать историю меня бы никто не замотивировал бы. Такая скука, лучше математика)))

    • lina:

      Для меня математика вообще космос, я гуманитарий чистой воды..) В школе литературу любила, географию и музыку)

  5. Узнал однако то, что важен процесс, являющийся для взрослеющего чада тем секретным кодом, о котором родителю и не надо забывать. Спасибо за науку.

  6. Прочла начало этой статьи, и почему-то сразу вспомнился один из выпусков «экстрасенсы ведут расследование», где один мальчик-школьник повесился дома на ремне.
    Его родители им очень гордились, он отлично учился, на одни пятерки, в спортивные секции ходил, вообще ни минуты покоя. И все же от чего-то повесился…

  7. У меня знакомая готовит ребенка в первый класс. И там в обязательном порядке надо, чтоб ребенок уже умел читать. А мальчик очень подвижный, ему пять минут посидеть просто пытка. Вот она и уговорами и похвалой… но получается пока не очень. Расскажу ей о вашей статье…

  8. Вспоминаю себя в школе. Действительно, в первых классах училась на одни пятерки, а потом начали проскальзывать оценки похуже. Только в моем случае не было никакой внешней мотивации со стороны родителей — мама скупа на похвалу. Просто училась хорошо, потому что других интересов, наверное в том возрасте почти и не было. А в более старших классах начали появляться отвлекающие моменты, когда интересней становилось заниматься чем-то другим, а не уроками. Причем, мнение одноклассников на меня тоже роли не оказывало.

  9. Каждой маме хочется, чтобы ее ребенок стал успешным. Спасибо за актуальную тему)

  10. Не думал что придется, но счас буду стараться включить здравый смысл у всех читателей и комментаторов, который прям и будет выражен в следующих вопросах:
    1. Уважаемые родители, прежде чем слушать различных психологов, вы заглядываете в учебные материалы ребенка?
    2. Вы смотрите чему его учат в школе?
    3. Вы смотрите в его тетради, чтобы понять, чем он занимается на уроках?

    Я это к тому, что начинать нужно не с психологической мотивации ребенка и как правильно им манипулировать, а с самой причины, почему ребенку учиться не интересно. Я бы порекомендовал меньше слушать всяких психологов, которые не в причинно-следственных связях учат разбираться, а в их последствиях!

Написать ответ

Thanks: Evesound