Интервью с педагогом английского языка. Тема: Можно ли изучать английский в раннем возрасте?

английский языкВопрос надо ли изучать английский язык в раннем возрасте достаточно противоречивый, кто-то говорит, изучение языка особенно в возрасте до трёх лет вредно, кто-то считает иначе…  Разобраться в этом вопросе я пригласила  эксперта,  педагога английского языка,  основателя семейного клуба «Friendly English»,  Интервью…

Представьтесь пожалуйста, как Вас зовут,  сфера деятельности, должность…

ОльгаЗдравствуйте, Лина. Меня зовут Ольга. Я начала свою деятельность в качестве педагога английского языка более 20 лет назад. За моими плечами тысячи учеников и студентов, которые проходили обучение в моих группах в школах, на курсах, в вузах, а также в частном порядке.

На сегодняшний день я являюсь кандидатом филологических наук по специальности «теория языка», индивидуальным предпринимателем и основателем семейного клуба “Friendly English” в Екатеринбурге. Но самая главная моя роль – это, конечно, роль мамы. Мамы дочки, которая в свои пять лет уже свободно говорит на двух языках: русском и английском.

 

С  какого возраста можно изучать английский язык?

Ответ на этот вопрос в большой мере зависит от того, какую цель вы перед собой ставите. Если эта цель заключается в том, чтобы ваш ребёнок получил «пятёрку» по английскому в школьном дипломе, то вряд ли целесообразно начинать раньше шести-семи лет. А если вы хотите, чтобы ваш ребёнок свободно общался на языке, то самое эффективное время для начала – это день его появления на свет.

Возможно, для кого-то это прозвучит дико. Но ведь мы не задумываемся о том, когда начинать учить ребёнка родному языку, а начинаем делать это буквально с первой минуты его жизни. Следовательно, если мы заинтересованы в том, чтобы наш малыш владел двумя языками, мы сразу же должны встроить в его жизнь оба.

Сразу же оговорюсь, что я не веду речь о том, чтобы с рождения ребёнка приглашать в дом преподавателей. Первые годы жизни – это очень интимный период, когда малыш готов легко и безболезненно принять лишь то, что он получает от родителей.

Вредно ли изучение иностранного языка в раннем возрасте до трёх лет, когда формируется речь?

Смотря что понимать под «вредностью». Да, ребёнок-билингв позже заговорит на обоих языках и поначалу будет отставать от сверстников по объёму словарного запаса и умению грамотно строить предложения. Но в то же самое время его суммарный словарный запас с самого начала будет больше. Кроме того, у него будут лучше развиты те участки головного мозга, которые отвечают за память, а также за беглость речи.

Не будет ли путаницей, когда ребёнок только начинает учить русские слова и эти же слова на английском языке?

Если начинать с рождения, то период смешения языков практически неизбежен. Но далеко не факт, что смешение вызывается путаницей в голове ребёнка. Наблюдая за своей дочерью, я пришла к заключению, что она подставляла в один язык слова из другого вовсе не потому, что не разделяла языки – просто на определённом этапе развития речевого аппарата ей было легче сказать “up”, чем «вверх”, а “out” – легче, чем «на улицу».

Можно ли фоном включать стихи, сказки, песенки на английском языке, когда ребёнок играет, рисует?

Конечно, можно. Только следите за тем, чтобы это было аудио, записанное носителями, а не теми, для кого английский язык не является родным. Прослушивание иностранной речи в фоновом режиме прекрасно подготовит вашего ребёнка к последующему активному изучению языка. Ребёнку, который много слушал в детстве, гораздо легче заговорить на новом языке, чем тому, кто впервые услышит звучание иностранной речи уже в осознанном возрасте.

Не сталкивались ли Вы с тем, что раннее изучение языка ведёт к логопедическим проблемам, ведь звуки разные в русском языке и английском?

Ни для кого не секрет, что логопедические проблемы присутствуют у многих детей.  Тысячи детей (и моя дочь в том числе) в возрасте пяти-шести лет не выговаривают звуки «л», «р» и другие. Исследований на эту тему я не проводила, но мои наблюдения показывают, что наличие или отсутствие проблем с дикцией обусловлено не тем, сколько языков знает ребёнок, а  тем, насколько отчётливо говорят с ребёнком родители и насколько много внимания они уделяют проработке каждого звука.

А звуки в разных языках действительно разные. Но от нуля до трёх лет ребёнок обладает врождённой способностью копировать любые звуки любого языка мира. Вы только вдумайтесь, какой в этом содержится потенциал! Ведь это значит, что младенцу ничего не стоит научиться произносить и французский грассирующий [r], и английские дифтонги, и гортанные звуки иврита. Так же легко малыш способен схватывать и копировать правильную интонацию: он без труда освоит и японское тоническое ударение, и китайскую мелодику.

А вот после трёх лет речевой аппарат «деревенеет» – органы речи застывают в пределах положений, требуемых для произнесения тех звуков, которые ребёнок научился выговаривать.

интервью с педагогом английского языкаКак часто нужно заниматься с ребёнком до трёх лет и по сколько минут?

Лина, знаете, я категорически против того, чтобы заниматься с ребёнком до трёх лет. Одно дело вместе слушать песенки, смотреть мультфильмы, разговаривать на языке во время игры, и совсем другое – проводить занятия, выделяя на них какое-то конкретное время определённой продолжительности. Я много писала об этом у себя на сайте. Посмотрите, например, эти заметки:
Когда начинать проводить тематические занятия с ребёнком?

Применять ли тематический принцип при обучении дошкольника иностранному языку?

Можете что-то посоветовать послушать, посмотреть для эффективного изучения языка в раннем возрасте?

Малыши хорошо реагируют на эмоциональных людей – как в жизни, так и на экране.  Ваша задача лишь следить за тем, чтобы у улыбчивого дядечки или весёлой тётечки было хорошее произношение. В этой связи я могу порекомендовать вам песенки британца Мэтта (сайт «DreamEnglish.com), анимированные истории от американского сайта «MightyBook.com” и многочисленные каналы на YouTube: “Barefoot Books”, “Children Love to Sing”, “Helen Doron Song Club”, “Mother Goose Club”, “Muffin Songs”, “Super Simple Songs”, “The Learning Station” – это если взять хотя бы несколько.

Можно ли покупать игрушки, которые говорят на английском языке?

Если они говорят на правильном английском, то почему бы и нет? Например, у нас уже несколько лет висит говорящий обучающий плакат, который помог дочке запомнить буквы и большинство звуков английского языка.

А если это будет игрушка, говорящая на «китайском английском», то, думаю, она будет нужна вам не больше, чем игрушка, говорящая на «китайском русском».

Ваше отношение к раннему изучению английского языка, расскажите что-то из Вашего личного опыта…

Я давно уже являюсь сторонницей раннего изучения языков вообще и английского в частности. Раньше это было моей мечтой, а сейчас у меня есть возможность ежедневно наблюдать, насколько легче говорить на английском моей пятилетней дочке, чем моим ученицам школьного возраста, которым Даша изо всех сил старается помочь.

Так что не бойтесь  пуститься в увлекательное приключение вместе с ребёнком – ваша решительность и правильный настрой окупятся сторицей. Не случайно же в мире более 70% билингвов.

Выражаю огромную благодарность Ольге за полезнейшую информацию!

Успехов Вам и процветания клубу  «Friendly English».

А я всем любителям английского языка рекомендую зайти на сайт Ольги  http://olga-ekb.ru/, который так и называется «Клуб любителей английского языка», где можно найти очень много интересной и полезной информации для детей. 

Поделюсь с Вами нашими небольшими достижениями. Нашему ребёнку два с половиной года, мы часто слушаем песенки на английском языке. Раньше ребёнок просто слушал, сейчас начал подпевать…

А на этом видео  нам несколько месяцев слушаем нашу любимую песенку «Twinkle star» из диска от компании «Умница» комплект «English time», здесь писала: «Английский для малышей»

Мы стали старше, слепили звёздочку из солёного теста, покрасили  и  теперь не только слушаем, но и  поём  про неё)

 С Вами была я — Лина и мой блог «Путеводитель для мамы» 

 

 

Поделитесь с друзьями в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

12 комментариев к “Интервью с педагогом английского языка. Тема: Можно ли изучать английский в раннем возрасте?”

  1. Оля, Лина, спасибо за нужный разговор! Даже многое зная, всегда встречаешь что-то новое и интересное. Оля, я в очередной раз сделала для себя открытие и очень благодарна вам за него! Желаю успеха нам и нашим детям в освоении английского языка!

    • lina:

      Спасибо за комментарий, действительно тема актуальнейшая, очень хотелось поговорить с экспертом в этой области. Очень рада, что Ольга откликнулась !

    • Спасибо, Мила! Лина, благодарю за приглашение.

  2. я придерживаюсь мнения, что маленьким детям нужно учиться тому языку на котором разговаривают его родители, а выучить английский можно в любом возрасте

  3. lina:

    А я думаю, прям учить сознательно не надо, но знакомить с другим языком почему бы нет, песенки, сказки, то о чём говорила Ольга..Что плохого в том, что в будущем, когда все начнут учить язык, в освоении ему будет гораздо проще, второй язык будет роднее, не таким чуждым.
    В детстве я слышала две речи русскую и татарскую,на татарском говорила бабушка со мной, потом мы переехали, когда мне было 10 лет..Сейчас мне 31, из татарского помню только иссямисис :), что меня конечно не красит.., акцента у меня совершенно нет, то что со мной говорили в раннем детстве на татарском языке, никак не повлияло на мою речь.

    • Мария:

      Лина, неотъемлемым условием изучения ин. языка в раннем детстве является наличие НОСИТЕЛЯ этого языка!!! и никак по-другому. Первым языком должен быть язык мамы. Если мама носитель русского языка, то и ребенок до определенного возраста должен слушать именно его и «изучать» его. Делать по-другому просто опасно для здоровья вашего малыша! Не играйте с этим! Сначала закладывается ритм и интонация — малыш активно слушает речь мамы и т.д. Вместе с закладкой ритмики и интонаторики начинают закладываться и многие психические процессы. Язык должен быть один, его РИТМ воспринимается ребенком как родной, знакомый, безопасный. И если вдруг начать ни с того ни с сего примешивать второй язык, да еще и тот, на котором вы говорите как иностранец (то есть с акцентом), то могут начаться сбои в развитии (есть исследования на данную тему).

      Каков возраст с которого можно изучать ин. яз? Ин. яз. можно штудировать с того возраста, когда ритмико-интонационная база языка мамы уже достаточно сформирована плюс если у малыша нет проблем с этим языком, т.е. где-то с 3-4 лет. В иных случаях не рекомендуется

      • lina:

        Спасибо за Ваш комментарий Мария. У меня были попытки знакомить с иностранным языком, когда ребёнок был ещё маленьким, потом интуитивно отложила это занятие, оставив только прослушивание песенок и просмотр программы baby tv, ктр. ребёнок просто обожал в своё время…соглашусь с тем, что лучше, если носитель общается с ребёнком, а не мама…Нам сейчас ближе к трём, начнём думаю уже более плотно … Единственное, думаю, что с ребёнком хоть на каком языке начни разговаривать, для него всё равно будет ощущение комфортности, безопасности, для него голос мамы всё равно родной и неважно на каком она говорит..То есть, я бы не стала, так утрировать, что это может быть прям-таки опасно для малыша..Если мама говорит с большим акцентом и знает английский на уровне Elementary, могу согласится не стоит путать ребёнка. Если у мамы свободный английский, может ничего страшного, у меня несвободный, поэтому отложила 🙂
        Ой, девоньки говорю же, это очень противоречивая тема…
        В Лондон на курсы поедем, как 4 стукнет 🙂 В песочнице с маленькими сверстниками-носителями, ещё лучше усвоится язык)))

  4. Лина, спасибо за интересное интервью. Подход Ольги к обучению иностранному языку мне очень нравится, и мы с дочкой даже проверили насколько он эффективен. Главное гармонично встроить иностранный язык в повседневную жизнь своего ребенка, а не насиловать его обязательными заданиями. Тогда и результаты обязательно будут.

  5. Очень приятно и встретить знакомую блогомаму и прочесть такое полезное интервью! Подписала на Ютутбе на рекомендованные каналы)) правда, видео включать не буду, скорее будут фоном звучать песенки 🙂

  6. Очень согласна с Ольгой по поводу времени…что в таком возрасте выделять время, как на уроки на язык, да и вообще на все, что связано с конкретным обучением, я б не стала. Зачем ребенка мучить и забирать у него детство? Даже если находишь кучу идей, как это сделать в игровой форме и таки заставить. Видела я одного такого ребенка…сначала у меня, как у педагога по образованию, был вопрос — вот как мотивировать, если б мне пришлось чему-то обучать, а сейчас понимаю, что а никак…не стоит детство того, чтоб «издеваться» над ребенком потому-что родители так захотели)

  7. Сколько мамочек, столько и мнений. Одни — за, другие против. Я считаю, что это хорошо, когда ребенок будет в совершенстве знать английский язык

Написать ответ

Thanks: Evesound